воскресенье, 27 марта 2016 г.

Сельский учитель и великий философ - Людвиг Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн –человек необычный. Сын венских миллионеров всю жизнь напряжённо трудился. Правда, в школе его считали лентяем.  Должно быть, ему было скучно учиться.
По его словам философом он стал в 8 лет. Тогда когда он задал себе вопрос:
-Зачем говорить правду, если лгать намного выгоднее.
Обычные дети не задают таких вопросов, а действуют. Он не был обычным.
Маленький Витгенштейн не только задал себе вопрос, но должно быть и нашёл ответ на него.
Известно, что всю жизнь он говорил только правду.
Одним из самых необычных поступков Витгенштейна было то, что будучи миллионером, он записался добровольцем на фронт, и имел награды за храбрость в мясорубке первой мировой.
К этому времени он был уже автором своего самого знаменитого философского «Трактата…». Это творение положило начало лингвистической философии.
«Граница моего языка, это граница моего мира».
Его слова.
Думаю это могло быть девизом или лозунгом начертанным на стенах кабинета где изучаются языки. 
Философию он хотел очистить от ненужного, лишнего. Того, что он считал бессмысленным. А бессмысленным он считал всё, что нельзя выразить словами. Например- этику, эстетику.
Война его не вылечила от безумства. Нормальным его следующий поступок никак нельзя назвать. Он стал сельским учителем начальных классов.  Можно предположить несколько мотивов этого безумного поступка.
Витгенштейн был толстовцем. Всем известно, как Толстой любил детей. Есть даже цикл анекдотов, про это, которые приписываются Хармсу. Толстой считал, что восприятие сельских детей незамутнённое. Они восприимчивы, развито воображение и пр.
Не исключено, что для Витгенштейна они представлялись идеальной средой для своих экспериментов.
Но жизнь показала, что использование  в обучении утверждений, лишённых двусмысленностей и противоречий, а также  очевидных в своей простоте, ещё недостаточно для усвоения простых истин учениками сельских школ.
Известно, что Витгенштейн бил детей. В то время это был один из методов успешного обучения. Великий философ, должно быть,  тоже считал, что этот метод, наряду с внутренней непротиворечивостью утверждений, является успешным способом усвоения простейших истин школьниками. Но он ошибался. Этого недостаточно.
В конце своей жизни Витгенштейн просил своих друзей встретиться. Они были удивлены, когда узнали, что он будет  исповедываться.  Двое из них оставили дневники. Больше всего великого философа беспокоили поступки, которые он совершил, будучи школьным учителем. 
Это не давало ему покоя. Что особенно удивительно для человека прошедшего войну. (Всем известен ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство, или  "вьетнамски синдром"). Его же беспокоило больше школьное прошлое.
Психиатрам, быть может, надо повнимательнее присмотреться и к былым сельским учителям.
Известно, что Витгенштейна уволили со школы по заявлению одного из учителей. В истории это называют доносом.
Хотя  на самом деле  был ли это донос или это была правда - неизвестно. 
Представляю, как ему, главному специалисту по ясности мысли в мире, было тяжело  когда его не понимали дети.
Вспомним про его высказывание- Граница моего мира-граница моего языка.
Для этих детей его мир это необъятная вселенная. В то время, как те учителя, которые писали жалобы на философа, имели границы своего мира небольшие, уютные и комфортные для простых учеников.
Скорее всего, для учителя сельской школы не надо быть великим философом.

1 комментарий:

  1. На самом деле, не надо быть Витгенштейном, чтобы быть педагогом на селе.
    Оптимально, чтобы интеллектуальный разрыв между учителем и учеником не был таким значительным.
    По Выготскому для успешного развития ребёнка, задания должны лишь слегка превосходить уровень сложности задач, которые он способен решить.
    Морковка должна быть перед носом осла, в пределах его досягаемости. Именно это будет стимулировать к движению вперёд.
    Это, надо сказать, касается руководителей всех уровней. Наиболее успешен тот, кто недалеко интеллектуально ушёл от общей массы. Несомненно, имеется ввиду вперёд, а не назад.
    Мало вероятно, что гарвардские учёные вытянули бы из дикости какую-нибудь африканскую страну, приведя её к цивилизации. Стань они её руководителями.
    Беда современной демократии та, что выбирают таких руководителей, которые не превосходят интеллектуально, а соответствуют общему усреднённому уровню.
    И к сожалению, бывает, что не самое умное большинство, выбирает руководителя из своей среды.

    ОтветитьУдалить